Регистрация    Войти
Авторизация
» » Нефтетрейдеров могут поделить

Нефтетрейдеров могут поделить

Федеральная антимонопольная служба России внесла предложение поделить все торговые структуры вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) на оптовые и розничные. Информацию сообщил заместитель руководителя службы Анатолий Голомолзин в интервью газете Известия. По словам чиновника в настоящий момент порядка 14 тысяч независимых владельцев АЗС предстали перед серьезной проблемой работы розничного рынка моторного топлива. Некоторым из них грозит даже разорение, и ввиду этого соответствующий проект закона планируется внести на рассмотрение в правительство уже в сентябре этого года.

 

Чиновник отметил, что механизм торговли (имеется в виду работа Санкт-Петербургской товарной биржи) до сих пор не функционирует на полную мощность. А дело все в том, что ВИНКи всеми силами пытаются избежать продажи своей продукции независимым розничным торговцам, ссылаясь на то, что их мощностей достаточно только для своих заправочных станций. За несколько лет ФАС проводила три волны дел касающихся нарушений антимонопольного законодательства. Чаще всего топливо в оптовом сегменте продавалось своим АЗС дешевле, чем независимым продавцам. За три волны в общей сложности сумма штрафов за такие нарушения составила более 20 млрд.рублей.

 

«Наше предложение состоит в том, чтобы в структуре холдингов отдельные юридические лица занимались продажей на розничном рынке, а другие отдельные компании занимались бы оптовой продажей», - рассказал господин Голомолзин. Это приведет к росту конкуренции на рынке между крупными сетями АЗС в составах ВНИК и независимыми региональными фирмами.

 

Вероятнее всего новшества будут внесены в федеральный закон «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в РФ». Несколько лет назад подобная идея уже озвучивалась Российским топливным союзом, который представляет интересы розничных трейдеров и собственников АЗС, однако их версия проекта закона была слишком радикальной и не была принята.

 

Мы настаивали на том, чтобы от ВИНКов были обособлены отдельные оптовые и розничные организации (по сути, не принадлежащие самим ВИНКам) и были выпущены в рынок с независимыми конкурентами. Но в итоге, такое разделение не произойдет, а случится просто изменение структуры нефтяной компании. Такая информация прозвучала от исполнительного директора РТС Григория Сергиенко.

 

Сейчас в России работает примерно 21,2 тысячи АЗС, примерно треть из них находится в собственности вертикально итегрированных компаний, остальными же владеют независимые трейдеры. Все автозаправочные комплексы зарегистрированы на 9 тыс. индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Более половины всего реализуемого в стране топлива (а это порядка 70 млн.т.) приходится на долю независимых АЗС.

 

По словам Григория Сергиенко в ближайшее время может появиться возможность разорения огромной части представителей малого и среднего бизнеса из-за падения рентабельности бизнеса. Виной тому - монополизация розничного сектора. Так же господин Сергиенко отметил, что некоторые компании вообще отказываются продавать топливо независимым трейдерам на сторону. Со слов чиновника, стало понятно, что, например, «Лукойл» на бирже совсем не представлен, «Роснефть» хоть и продает, но с некоторыми условиями, ТНК-ВР показала себя как наиболее исполнительная компания (продает через биржу), «Газпром нефть» осуществляет продажи через биржу и путем внебиржевых контрактов с московского и омского заводов.

 

Сами нефтяные компании полагают, что вводимая мера бесполезна в том виде, в котором она присутствует на настоящий момент.

 

Представитель компании «Лукойл» пояснил, что в их организации продажи осуществляют перерабатывающие заводы. Всего таковых в России четыре и каждый представляет собой отдельное юридическое лицо. Кроме того имеется несколько организаций, которые отвечают за розничную и мелкооптовую торговлю (они являются самостоятельными субъектами), однако все они и заводы, и компании по сбыту – стопроцентные дочерние компании ОАО Лукойл. Продажа заправочных станций не входит в планы «Лукойла».

 

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов обрисовал ситуацию, которая сложилась на дальнем Востоке. Там всего две компании удерживают высокие цены на топливо. «Ситуация в мегаполисах несколько лучше, там больше конкуренции», - рассказал Симионов. Закон ничего не изменит, ведь невозможно отделить розницу от опта. Определить реальную цену топлива при продаже с НПЗ не представляется возможным. Эта информация держится в секрете, а если и раскрывается, то возможны варианты ее подделок.

 

Мнение эксперта состоит в том, что возможный выход из такой ситуации кроется в административном дроблении крупных компаний и выделение перерабатывающих заводов в отдельный бизнес.

 



Загрузка...
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.