Регистрация    Войти
Авторизация
» » Есть ли жизнь отечественного автопрома после вступления в ВТО

Есть ли жизнь отечественного автопрома после вступления в ВТО

Есть ли жизнь отечественного автопрома после вступления в ВТО

В уходящем году отечественные машиностроители не изменяли своим принципам – они, как и ранее, связывают свое дальнейшее существование с государственной поддержкой. Причем теперь для подобных претензий появилась благодатная почва – вступление России в ВТО. Оно было рассчитано на падение рыночных барьеров, но возымело обратный эффект.

 

Вступление страны в ВТО прозвучало как похоронный колокол для большинства отечественных производителей автомобилей, которые, как известно, очень далеко отстали от своих иностранных конкурентов. Но все равно участники рынка проявили незаурядную предприимчивость и попытались повернуть ситуацию в свою сторону. ВТО стала их ключевым аргументом в просьбах к правительству о защите и поддержке. Обсуждение перечня мер защиты началось еще в конце 2011 года, а в уходящем году ключевые фигуранты совместно с профильными ведомствами приступили к их активной разработке и лоббированию.

 

Самой эффективной протекционистской мерой в отрасли можно считать введение в сентябре 2012 года утилизационного сбора на импортируемые автомобили, который полостью нивелировал снижение пошлин на них. Не секрет, что автопром пользовался большими привилегиями среди всех машиностроителей (достаточно вспомнить беспрецедентную поддержку АвтоВАЗа в период кризиса значительными финансовыми вливаниями, в то время как остальные заводы ограничились поддержкой только в виде госгарантий, кредитов от госбанков и субсидий). Так что не является новостью и то, что в этот раз АвтоВАЗу досталась самая привилегированная защита. Эффект от введения сбора по утилизации не заставил себя долго ждать, роста импорта не наблюдалось, а даже наоборот – зафиксировано падение поставок зарубежных авто. Данные ФТС говорят сами за себя: за сентябрь-октябрь падение импорта легковых автомобилей составило 19%, а грузовиков теперь импортируется вообще на 44% меньше.

 

Ради поддержки отечественного производителя, сбор ввели в кратчайшие сроки и максимально уверенно. Никто не обратил внимания на прогнозируемою негативную реакцию других участников ВТО, так же закрыли глаза и на отсутствие нормальной законодательной и технической базы для создания всероссийской сети утилизации. В итоге все это может закончиться тем, что вопрос будет рассмотрен на так называемом суде ВТО и тогда чиновникам придется в срочном порядке искать варианты компромисса. На данном этапе ситуация вырисовывается такая, что импортеры исправно уплачивают сбор, а российские производители благополучно продолжают работать, обещая в будущем утилизировать автомобили собственными силами.

 

Но, несмотря на различные поддержки со стороны правительства оказалось, что одного сбора мало и производители просят дополнительную поддержку. Ведь фактически сбор выполнил только первоочередную задачу – рост импорта был приостановлен. Теперь же необходимы иные меры защиты. Есть вероятность того, что китайские автомобили, ввозимые в Россию, ждет ужесточение правил сертификации. Это сделано для сокращения поставки «серых» автомобилей. Но более всего отечественному автопроизводителю необходим спрос, ведь после кризиса в 2011 году авторынок рос довольно внушительно. В конце уходящего года наблюдалась нулевая динамика, эксперты утверждают, что в 2013 году продажи вообще могут падать.

 

Меры, которые смогут поддержать спрос на отечественные авто и в то ж время не пойдут вразрез требованиям ВТО понятны, - их первоочередная цель связана со «стимулированием обновления парка». Сюда можно отнести корректировку ставок транспортного налога и ОСАГО исходя от экологического класса автомобиля и его возраста. Так как снижение спроса в первую очередь ударит по коммерческому транспорту, его производители продолжат лоббировать лимитирование предельных сроков эксплуатации грузовых автомобилей и автобусов. Кроме того можно задействовать инструмент госзакупок – напрямую по правилам ВТО, нельзя обязать госструктуры приобретать российские автомобили но как показывает практика – всегда можно «рекомендовать».

 

Таким образом, пеняя на риски от ВТО абсолютно всем автопроизводителям добиться столь радикальных мер как утилизационный сбор, скорее всего не удастся. Однако возможно, что массовое принятие протекционистских мер в 2013 году, все же будет иметь место.



Загрузка...
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.